« Страница Александра Львова |
|
метки: Махараль |
Мишна, трактат Авот, 3:2-3Рабби Ханина заместитель первосвященника говорит: Следует молиться о благополучии Власти, ибо, если бы не страх перед нею, человек ближнего своего живьем проглотил бы. Рабби Ханина бен Терадион говорит: Если двое сидят и нет между ними слов Торы - это собрание насмешников, как сказано: И в собрании насмешников не сидел (Пс.1:1). Но если двое сидят и есть между ними слова Торы - Шхина пребывает между ними, как сказано: Тогда говорили боящиеся Господа, каждый с ближним своим, и прислушался Господь, и услышал, и написана была перед ним книга памятная о боящихся Господа и почитающих имя Его (Мал. 3:16). Лишь о двоих у меня есть [свидетельство Писания], но откуда [я знаю], что даже одному, который сидит и занимается Торой, установил Святой благословенный награду? - как сказано: [Благо мужу, несущему бремя с юности своей.] Сидит уединенно и молчит, ибо возложено на него (Плач 3:28).
Махараль из Праги. Дерех хаим (комментарий к трактату Авот)[1] Ты найдешь, когда рассмотришь вопрос о творении, что есть у человека в сотворении его отличительная особенность, которой нет у других тварей, ибо все другие твари сразу во множестве сотворены, а человек сотворен единственным. И - более того - даже его женщина, которую сотворить надо было бы саму по себе, вместе с человеком, не такова, - но единственным сотворен человек. И в главе Эхад диней мамонот [сказано]: Учили мудрецы наши. Для того сотворен человек единственным, чтобы научить тебя, что всякий, кто погубил одну жизнь в Израиле, - говорит о нем Писание, как-будто погубил он весь мир; а всякий, кто восстановил одну жизнь в Израиле, - как-будто восстановил весь мир. И чтобы никто из людей не говорил: отец мой выше твоего отца. И чтобы не говорили еретики: множество властей на небе. И чтобы поведать величие Святого благословенного - ибо человек, когда чеканит монеты одним чеканом, все они похожи одна на другую, но Царь царей чеканит каждого чеканом первого человека, и ни один не похож на другого. И потому каждый обязан говорить: ради меня сотворен мир. (Санхедрин 37а) [2] ...Согласно сущности мира и по образу умственному нет необходимости более чем в одном человеке. И как подобает другим видам, согласно образу умственному, множественность, так же подобает человеку, чтобы единственным он был сотворен, ибо человек - царь среди нижних, и вещь эта известная, что подобает царю единственность, и не должно быть двух царей. <...> И поскольку он царь среди нижних, в аспекте формы мира - как устроил его Всевышний - подобает человеку быть единственным. <...> [3] Есть у каждого форма первого человека, и также есть отличия, ибо не похож один на другого. Ибо так подобает, чтобы люди сходны были посредством формы единой, и также, чтобы отличия в их формах имелись. А если бы иначе было, нельзя было бы узнать, с кем разговаривал в начале, если захотел снова поговорить с ним, - потому подобает, чтобы отличия в формах имелись. <...> [4] И если бы не страх перед Властью, человек ближнего своего живым проглатывал бы, пока не пришел бы к соответствию с образом мира, ибо творение таково, что всякий человек говорит: для меня создан мир, и его одного для мира достаточно. И потому проглатывал бы ближнего своего, пока один не остался бы. <...> [5] Человек, который рассказывает другому вещи, не являющиеся словами Торы, но только рассказами, в которых нет ничего, - не называется он насмешником, ибо насмешника влекут слова веселые, потому что человек большое удовольствие от них получает, а этот сказал другому что-то, в чем нет веселья, приятного ему. Но когда двое сидят вместе и рассказывают случаи, в которых нет ничего, но только человека влечет к ним, - подобно это словам веселым и шуткам, к которым человека влечет удовольствие его. <...> И еще: подобает говорить слова Торы, когда двое вместе. <...> [6] И поскольку их двое, когда говорят они слова Торы, это совершенная Тора. Ибо Тора, когда исходит она из уст, называется совершенной Торой. И это относится к двоим, которым нужно, чтобы речь (дибур) их уст исходила. Однако же один, даже если исходит из уст его, - возможно ведь ему обойтись и без речи - поэтому, даже если исходит речь из уст его, не называется это речью Торы вовсе. И часто не исходит она из уст - лишь созерцание только без речи, и потому [здесь] не речь гланое, но только мысль. Только если их двое - потому что невозможно им обойтись без речи - тогда называется это "слова Торы". <...> И потому относительно двух сказано, что есть между ними слова Торы, а об одном сказано, что он сидит и занимается Торой, и не называют это учением, но только занятием. |