« Страница Александра Львова |
|
В поисках русского еврея...далеко не все советские интеллигенты — евреи. Так же очевидно и то, что далеко не все русские евреи — интеллигенты. Однако пересечение этих двух множеств кажется чем-то большим, чем каждое из них в отдельности... (читать "В поисках русского еврея") Список рода человеческого...теперь мы можем сформулировать странное на первый взгляд определение: иудаизм - это список всех евреев. Чтобы увеличить странность, можно еще добавить: вне зависимости от их религиозных и прочих убеждений (читать "Список рода человеческого") Примордиальные наши корниКто такие евреи — происходят ли они все от общего корня или же вплетают свои судьбы, каждую на свой лад, в общую основу? Впрочем, одно другому не противоречит. Вопрос лишь в том, какую метафору мы используем — ботаническую или ткацкую, текстуальную (читать "Примордиальные наши корни") Невоплощенный миф: рецензия на книгу А.Ю. Милитарева «Воплощенный миф»...что является высшей ценностью — общество или человек? И если современный «гуманистический универсализм» отстаивает известные ему интересы общества (пускай включающего в себя «все человечество»), то «еврейский гуманизм», напротив, остается по другую сторону все еще существующей баррикады — там, где Творец чеканит каждого человека чеканом первого Адама, и ни один из них не похож на другого, и каждый брошен зачем-то в этот созданный для него мир (читать рецензию на книгу А.Ю. Милитарева «Воплощенный миф») Заключение, "Соха и Пятикнижие..."Вероятно, именно эта текстуальность русской интеллигенции, тесно связанная с ее оппозиционностью, поддерживала расхожую метафору интеллигента как еврея... Хотя русских крестьян из секты субботников называли «жидами» с иными целями и на иных основаниях, нельзя не заметить генетического родства этих двух вариантов метафорического еврейства, произрастающих из общего корня — из текстуальности, связанной со специфическими для русской культуры формами сопротивления власти (читать заключение книги "Соха и Пятикнижие...") Русские иудействующие в еврейских колхозах, гл.9 книги "Соха и Пятикнижие..."Равнодушие к самоопределению в этноконфессиональных категориях, свойственное субботникам XIX в., невозможно было сохранить во время Второй мировой войны. Оказавшиеся на оккупированных территориях субботники, как и все остальное население, должны были быть причислены к одной из «рас». Если немецкие власти относили субботников к категории «евреев», их убивали; для сохранения жизни нужно было попасть в категории «русских» или «караимов» (читать Русские иудействующие в еврейских колхозах, гл. 9 книги "Соха и Пятикнижие...") |