« Страница Александра Львова |
|
Гаскала и ортодоксия (общая характеристика)Начало Гаскалы (еврейского Просвещения) связано с именем еврейско-немецкого философа Моисея Мендельсона. В России это движение, хотя и не имело большого количества сторонников, сыграло весьма существенную роль благодаря поддержке русского правительства... (читать "Гаскала и ортодоксия") Становление русско-еврейской интеллигенции: роль Библии в подготовке языкового сдвигаМассовому переходу евреев на русский язык в XX в., после отмены черты оседлости, предшествовало появление в XIX в. относительно небольшой общности русско-еврейских интеллигентов. Проследить их путь от изучения Талмуда к изучению русского языка - задача данной работы. Я постараюсь выявить религиозные мотивы, толкавшие молодых и подававших блестящие надежды талмудистов в русскую культуру (читать "Становление русско-еврейской интеллигенции: роль Библии в подготовке языкового сдвига") Раби Исроэль Салантер, Гаскала и «теория секуляризации»: анализ в фольклористической перспективеВ 1910 г., приступая к описанию жизни и деятельности знаменитого раввина Исроэля Салантера, С. Розенфельд писал: «Борьба между просвещением и старым еврейством, можно сказать, : нашла свое олицетворение в двух крупных фигурах той эпохи: то были д-р Лилиенталь и р. Исроэль Салантер». Такому пониманию эпохи и роли Салантера в ней была суждена долгая жизнь (читать "Раби Исроэль Салантер...") Легенда о добром раввине (гуманистическая идеология в еврейских религиозных практиках)Каким же образом идея гуманизма, породившая множество новых, порывающих с традицией во имя современности движений, спокойно и незаметно оказалась присвоенной еврейским традиционным сознанием - так, как будто она была свойственна этому сознанию всегда? ...событие, имевшее место в 1848 г. в г. Вильно, кажется мне ключом к ответу. Героем этого события был знаменитый р. Исраэль Салантер (читать "Легенду о добром раввине") |