« Страница Александра Львова все метки ∇ 

Раби Йеуда Лива бен Бецалель (Махараль из Праги)

Биографический очерк

Махараль — одна из самых загадочных фигур еврейской истории. Он стал героем многочисленных преданий, из которых самое известное приписывает ему создание Голема — искусственного человека, оживленного посредством тайного Имени (читать биографический очерк)

Махараль из Праги, спор о пилпуле и проблемы еврейского образования

Если уж в нашем разорванном мире, говорит Махараль, в «земле Вавилонской, самой себе не равной», интеллект оказывается горьким и ранящим, потому что высказывает лишь часть истины и вступает в противоречие с самим собой, это не значит, что мы должны отказаться от него, запереть его в резервациях «утонченной» духовной жизни. Напротив, только интеллект может преодолеть эту свою разорванность, которая является просто отражением «природы, порядка вещей земли Вавилонской», подобно тому, как «мудрецы Вавилонии превозмогали мудростью своей возражения и объяснения, и на интеллекте основывались, благодаря пилпулу» (читать "Махараль... и проблемы еврейского образования")

«Как не закрыть нам лица от стыда и позора...»: Утопическая теология Махараля из Праги

...такие философские понятия как «форма» и «материя» обретают у Махараля самостоятельную жизнь, едва ли не персонифицируются, вступая в сложные отношения между собой, и выясняется, например, что не только форма управляет материей и определяет ее, но и материя может повести за собой форму, подчинить ее себе и тем самым погубить, соблазняя возможностью осуществления (читать "Утопическая теология Махараля...")

О Левиафане (из «Хидушей агадот» Махараля из Праги)

Задрожал р. Йеошуа и толкнул р. Элиезера. Сказал ему: что это, Йеошуа? Почему ты дрожишь? Сказал ему: светоч великий привиделся мне на море. Сказал ему: должно быть, глаза Левиафана увидел ты, как сказано: «Глаза его как ресницы зари» (читать Махараля о Левиафане)

Вы называетесь Человек (из «Нер мицва»)

"...вы названы человеком, а народы не названы человеком — тем не менее есть у них также форма человека, ибо в нескольких местах [Писания] они названы человеком. Однако есть и различие, ибо для Израиля образ Божий — главное, и все остальное — второстепенно по сравнению с образом" ... В отличие от евреев народы мира, согласно Махаралю, уже осуществились. Божественная форма у них соединена с материей. Они — есть. И то, что они уже есть, в каком-то смысле важнее (или не менее важно) того, что они воплощают образ Божий. А вот евреев — еще нет (читать "Вы называетесь Человек", перевод и комментарий)

Человек и его речь (из «Дерех хаим»)

Есть у каждого форма первого человека, и также есть отличия, ибо не похож один на другого. Ибо так подобает, чтобы люди сходны были посредством формы единой, и также, чтобы отличия в их формах имелись. А если бы иначе было, нельзя было бы узнать, с кем разговаривал в начале, если захотел снова поговорить с ним (читать из «Дерех хаим»)

Утаенный хлеб (фрагмент Талмуда в интерпретациях Раши, Рамбама и Махараля)

...когда был Храм, был вкус соития, ибо единение у Всевышнего с Израилем — в Храме, единение полное. И в силу этого единения существовало также единение мужа с женой, благодаря единению высшему, как сказали в трактате Эрувин: «Когда Ковчега нет на месте его, запрещено Израилю супружеское ложе», как объяснили мы там в подробностях. И единение это было единением в полное единство, а это и есть вкус соития... (читать "Утаенный хлеб")

Грехопадение в интерпретации Махараля (из «Гур арье»)

...потому что полагала она, будто повелел ей Святой благословенный не ешь от древа познания не потому, что есть в этом грех, но только для блага их, потому что есть нечто смертельно вредное в древе познания, и полагала она, что любое приближение к древу познания добра и зла и есть то, что причиняет смерть, потому также и касание приносит смерть (читать о грехопадении)

Педагогические фрагменты (из «Дерех хаим» и «Нетив а-Тора»)

...чего достигните вы занятиями пустыми, за которые нет награды? Да разве придет вам в голову, что за такое награду получите? Знаете вы и сами — таковы эти вещи, что награды нет в них, и в душе своей, верно, переживаете из-за оскорбления Торы. И пусть не уверяет вас влечение ваше или же наставляющий вас, будто хороша эта вещь, ибо тщетны заверения эти. Как бы не вышла вредом награда наставника этого, дай Б-г, чтобы не было так! (читать "Педагогические фрагменты")

До свидания, Левиафан (рассказ)

Первые Левиафаны были идеальной парой, они так хорошо подходили друг другу, как никакие другие существа в этом мире. И хотя всегда самец и самка, муж и жена дополняют друг друга, они не достигают в этом окончательного совершенства, и настоящий, полный зивуг в этом мире невозможен, только в будущем откроется такая возможность, но не сейчас. Так писал Махарал, и это было очень обидно и горько, и мне хотелось понять — почему же не сейчас? (читать "До свидания, Левиафан")

 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru