« Страница Александра Львова |
|
Подборка статей и переводов, посвященных иудаизму в целом или важнейшим его аспектам. Я стремился не только объективно представить современное состояние иудаизма и общепринятое понимание его истории, но также обратить внимание на те его стороны, которые ускользают от поверхностного взгляда, но кажутся мне особенно интересными. См. также метки: мидраш, текст и социум, Махараль. Иудаизм (краткий очерк)Очерк иудаизма, его истории, «догматики» и практики, «вероучения» и основных направлений, написанный в жанре энциклопедической статьи (читать об иудаизме) Загадочная смоковницаЗасохшая смоковница символизирует в христианстве «Ветхозаветную Церковь», т.е. иудаизм. Поэтому особенно интересно и важно для понимания иудаизма и его отношений с христианством посмотреть на образы смоковницы в еврейской традиции — в текстах Талмуда и мидрашей (читать "Загадочная смоковница") «Акедат Ицхак» в еврейской философииОб одном из самых важных для иудаизма библейских сюжетов (Акедат Ицхак — «жертвоприношение Исаака»), о различиях в его осмыслении еврейской традицией и европейской философией (читать о жертвоприношении Исаака) Список рода человеческого...религия может быть задана не только учением, принципами веры, правилами общежития, но и списком. И то, и другое способно связать, объединить людей — т.е., быть религией в буквальном смысле этого латинского слова. И теперь мы можем сформулировать странное на первый взгляд определение: иудаизм — это список всех евреев (читать "Список рода человеческого") Примордиальные наши корниТкацкие метафоры пронизывают наш язык и наше сознание. Первоначала мы называем основой, и в переплетении нитей — не текстиля, но текста — повествования пытаемся разглядеть смысл. Уток и основа, изменчивое и вечное, произвольное и данное, выбранное нами и выбравшее нас. ... Мы склонны верить в существование еврейских корней, но основе не надо верить — она просто есть, она вся на виду. Это — Библия, в которой говорится о «настоящих», основных евреях. Эти «настоящие» евреи — литературные персонажи Библии. Все остальные связывают себя с теми — основными, текстуальными — разными способами (читать "Примордиальные наши корни") Когда закончился суд (мидраш как ответ библейского мышления на вызов греческого рационализма)Итак, удалось ли нам справиться с поставленной в начале задачей — обнаружить и описать уникальность еврейской мысли как отклонение от греческой логики? Возможно ли вообще в рамках претендующей на универсальность системы мышления найти нечто отличное от нее самой? (читать "Когда закончился суд") Мифологемы обновления традиции: Прометей и Моисей...в языке мудрецов талмудической эпохи для обозначения традиции использовались два слова: масорет (передача) и кабала (получение), которые встречаются в очень сходных, но все же различных контекстах. Таким образом само понятие традиция ускользает от объективации, разделяясь на два равноправных понятия, ведущих между собой спор за право представлять еврейское понимание традиции (читать "Мифологемы обновления традиции") «...что глаза его видят» (подборка переводов)Формула «нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят» трижды встречается в Талмуде, а затем, начиная со Средних веков и вплоть до нашего времени, весьма часто используется в раввинистических текстах. Контексты, в которых она встречается, конечно же, очень разные, но всегда связаны с принятием галахических решений в ситуации неопределенности, с необходимостью следовать традиции в меняющихся условиях. Выводы о том, каким было понимание этой формулы и характер иудаизма в разные эпохи, предоставляю сделать читателю (читать «...что глаза его видят») О меняющейся роли текстуальности в иудаизме (из книги «Соха и Пятикнижие: Русские иудействующие как текстуальное сообщество»)Текстуальные основания еврейской цивилизации, казалось бы, очевидны. Их можно увидеть в талмудическом концепте Письменной и Устной Торы, в многочисленных мидрашах и в самом жанре мидраша, в системе традиционного еврейского образования и, наконец, в определении термина «еврейская цивилизация». Однако заимствованное из Библии понятие «народ Израиля» получило в эпоху национализма новый смысл, связанный не столько с текстами Писания, сколько с системой этнических и конфессиональных категорий, играющей в современном мире роль базовых структур знания. Переход евреев с текстуального мышления на категориальное спровоцировал активные поиски «еврейской идентичности» (читать о роли текстуальности в иудаизме) Об изучении иудаизма и евреев («Что такое иудаика?»)Бурно развивающееся во всем мире направление гуманитарных исследований — иудаика, Jewish studies — в России делает свои первые шаги. Комплексное изучение еврейской цивилизации как своебразного явления мировой культуры было, конечно же, невозможным в годы советской власти (читать "Что такое иудаика?") |