« Страница Александра Львова все метки ∇ 

Субботники (иудействующие)

На этой странице собраны мои статьи и некоторые другие материалы о субботниках (русских иудействующих) - простонародном религиозном движении, возникшем в середине XVIII в. и существующем по сей день. Субботники появились в России одновременно с молоканами и духоборами, составляя вместе с ними так называемое "рационалистическое" направление в старом русском сектантстве. Первоначально свою религию они называли "Моисеевым законом", Ветхий завет предпочитали Новому, обращая особое внимание на 10 заповедей. Однако разнообразные контакты с евреями, а потом и с караимами позволяют считать субботников частью не только русского сектантства, но и еврейской цивилизации.


Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество

...поиски еврейской идентичности, остающиеся в рамках этноконфессиональных категорий, поддерживаемых авторитетом науки, очевидно, упускают из виду нечто важное (может быть, главное), смутно ощущаемое множеством людей, но не имеющее адекватных средств выражения в публичной сфере. Вопрос об отношении к субботникам, остающийся сегодня маргинальным для еврейского мира, является, по сути, вопросом об отношении евреев к текстуальному, до-современному пониманию своего еврейства, с которым, возможно, и связано это смутное ощущение, ускользающее от категориального мышления.(фрагменты книги "Соха и Пятикнижие" - оглавление, введение, заключение и гл.9 Русские иудействующие в еврейских колхозах)

Субботники и евреи

"Пришельцы" - одно из самых популярных самоопределений субботников. Его можно увидеть на надгробных памятниках XIX в.: "Здесь покоится тело пришлеца иудействующего". "Сектанты говорят", - писал православный миссионер в своем отчете за 1889 г., - "Ведом Бог только во Израиле (Пс. 147:8,9)7. Поэтому они и могут быть учителями для других, так как они считают себя пришельцами в Израиль". Современные субботники на вопрос собирателя, евреи ли они, отвечали: "Мы прышельцы. - Мы не знаем, мы евреи или кто. - Да, да, мы прышельцы. Кроме больше ничо не скажешь". (Субботники и евреи)

Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы»

Противопоставление караимов и талмудистов, существующее в еврейской религии уже более 1000 лет, оказалось воспринятым русскими крестьянами-иудействующими. По всей видимости, оно оказалось созвучным какому-то внутреннему, в русской традиционной культуре существующему разделению, проявившемуся в различном отношении к заезжим евреям. Какими же факторами могло определяться это отношение? (Геры и субботники - «талмудисты» и «караимы»)

«Иудествовать и молоканить недозволено» или об особенностях народной герменевтики

В чем же состоял "истинный", с точки зрения правительства, смысл его распоряжений, который не смогли или не захотели понять сектанты? Выражаясь несколько схематично, волю власти, выраженную в ее текстах, можно описать одной фразой: сектантов быть не должно. Воспринять такую волю, отрицающую самое их существование, сектанты, разумеется, не могли. Вместе с тем они не были в конфронтации с правительством - но только с местной властью. В правительстве же они видели своего союзника. Возможность такой интерпретации связана с двойственностью распоряжений власти, содержащих одновременно и волю правительства, передаваемую местными властями, и выражающий эту волю текст. Первую составляющую распоряжений, выражающую непосредственно волю, сектанты приписывали местным властям. Вторую составляющую - собственно текст - они интерпретировали в свою пользу, одновременно создавая идеальный образ Правительства и стоящего во главе его Министра внутренних дел. («Иудествовать и молоканить недозволено» или об особенностях народной герменевтики)

Русские иудействующие: проблемы, источники и методы исследования

Субботники соотносят себя в первую очередь не с современными им евреями и их религией (что неявно предполагается большинством исследователей), а с литературными персонажами, т.е. с библейским Израилем и данным ему Законом. Однако, сталкиваясь с другими претендентами на роль воплощенных литературных героев или их наследников, субботники могут признать их своими наставниками или же, напротив, заблудшими выходцами из текста, уклонившимися от "строгого, но справедливого" Моисеева закона. В последнем случае они могут искать сближения и отождествления с караимами. Но, как бы разнообразно не складывались эти отношения с "природными" евреями, караимами и их традициями, связь иудействующих с "текстуальным" Израилем остается неизменной и определяющей границы секты. (Русские иудействующие: проблемы, источники и методы исследования)

Дело о караимских молитвенниках

"Епархиальный миссионер II участка священник Петр Горохов рапортом от 18 ноября 1893 года донес следующее: во время объезда участка он узнал, что приставу предписано отбирать у субботников, живущих по степям его района, молитвенники для караимов Авраама Фирковича, каковое предписание чрез урядников приведено было в исполнение, но Пришибинскими субботниками были заказаны еще означенные молитвенники, от которых снова расходятся по разным местам, а также из их складов, находящихся в г. Цареве и селах Пришибе и Заплавном не были изъяты названные молитвенники, и потому просит ходатайствовать об отобрании вредных для Христианства молитвенников Фирковича от субботников по всем селениям Царевского уезда". (Дело о караимских молитвенниках)

Эмиграция иудействующих в Палестину

"Крестьянский сионизм" иудействующих стоит, очевидно, в одном ряду с такими религиозными переселенческими движениями, как поход молокан в Закавказье в связи с ожидавшимся в 1836 г. концом света или поиски легендарного Беловодья старообрядцами-бегунами. Миграции крестьян, искавших спасения души или "вольных земель", были в России весьма обычным явлением. До тех пор, пока эти миграции оставались в пределах границ империи, крестьянам инкриминировалось лишь самовольное бегство с прежних мест оседлости. Государство было даже до некоторой степени заинтересовано в этом стихийном освоении новых пространств. Однако стоило только крестьянам пересечь эти не всегда заметные и не вполне понятные для них границы России, как они, сами того не заметив, оказывались сторонниками еврейской национальной и/или врагами русской патриотической официальных идеологий, столь же малопонятных для крестьян, как и государственные границы. (Эмиграция иудействующих в Палестину)


Off-line публикации

Identite et pratiques : le cas des judaisants russes // Revue d'etudes comparatives Est-Ouest. 2005. Vol. 16, No 4 (Les pratiques religieuses dans la Russie post-sovietique). P. 185-206.

Русские иудействующие (краткий очерк) // Евроазиатский еврейский ежегодник - 5766 (2006.2007). Киев: Дух i Лiтера, 2006. С. 163-183.


Моисей Козьмин. Из быта субботников

Все мои бывшие учителя заставляли меня только механически заучивать "иври", без объяснения смысла и грамматических форм отдельных слов. Все молитвы и часть "хумеша" были выучены мною наизусть, совершенно без всякого объяснения. И до сих пор предо мною встает все один и тот же вопрос: где была у этих учителей совесть брать деньги, деньги бедного хлебопашца, заработанные потом и кровью, и не научить самому необходимому в жизни еврея, не утолить духовной жажды нуждающегося в Торе субботника, совершенно темного и не сознающего, что его обманывают? (Моисей Козьмин. Из быта субботников)

Ссылки

The Subbotniki Information Exchange - сайт Билла Алдакушина, американского потомка русских субботников и молокан.

The Ageyev Family - история Родиона Агеева (адвентиста, затем субботника, переселившегося в 1920-х в Палестину) и его потомков. Материалы на иврите, английском и русском языках.

 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru