« Страница Александра Львова все метки ∇ 

Раши (рабейну Шломо Ицхаки)

РАШИ (биографическая справка)

Раши — таково общепринятое сокращение, аббревиатура полного имени рабейну Шломо Ицхаки. Он родился в 1040 г. в г.Труа, столице графства Шампань на севере Франции. Его жизненный путь, овеянный ароматом легенды, известен нам весьма приблизительно. Раши учился в городах Рейна — Майнце и Вормсе... (читать биографию Раши)

Миф о простом смысле Писания

Предметом этого исследования является понятие пшуто шель Микра — «простой смысл Писания», или просто пшат, в комментарии Раши. Количество научных публикаций по этому довольно частному, казалось бы, предмету, чрезвычайно велико. Ему посвящены не только отдельные статьи или главы в обзорных исследованиях, но и целые монографии (читать "Миф о простом смысле Писания")

Предания о Раши (из книги Ш.-Й. Агнона «Сейфер, сойфер ве-сипур»)

У отца Раши, рабби Ицхака, была прекрасная жемчужина, стоившая целого состояния, и его соседи-горожане хотели купить ее для своей церкви, чтобы вставить ее в глаз истуканши. И хотя предлагали ему много раз очень большие деньги, не соглашался он. И устроили они так, что хитростью завели его на корабль... (читать статьи Левинаса)

Когда закончился суд (мидраш как ответ библейского мышления на вызов греческого рационализма)

Комментарий Раши здесь, как и во многих других местах, выставляет на первый план обыденную, как телесериал, сценку, разыгрываемую в некоем мифологизированном пространстве... Нащупать второй план помогает вроде бы лишнее замечание Раши... (читать "Когда закончился суд")

«Акедат Ицхак» в еврейской философии

Конечно, еврейские комментаторы прочитывали, осмысляли, переписывали текст Акеды (жертвоприношения Исаака) множеством разных способов, и некоторые из них могут быть названы философскими. Однако заслуживает внимания тот факт, что самый главный, самый классический (если можно так выразиться) комментарий Раши избегает ставить общие, мировоззренческие вопросы и, тем более, давать на них ответы (читать о жертвоприношении Исаака)

Утаенный хлеб (фрагмент Талмуда в интерпретациях Раши, Рамбама и Махараля)

Со дня разрушения Храма ослабли силы от великих горестей и дух не поднимется в муже, чтобы вожделеть жену свою, и потому отнят вкус соития и отдан совершающим преступления, ибо владеет ими злая страсть и умножает их вожделение (читать "Утаенный хлеб")

«...что глаза его видят» (от Талмуда до наших дней)

Формула «нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят» трижды встречается в Талмуде, а затем, начиная со Средних веков и вплоть до нашего времени, весьма часто используется в раввинистических текстах. Контексты, в которых она встречается, конечно же, очень разные, но всегда связаны с принятием галахических решений в ситуации неопределенности, с необходимостью следовать традиции в меняющихся условиях. В разные эпохи разные люди (в т.ч. Раши) понимали эту формулу по-разному (читать «...что глаза его видят»)

Грехопадение в интерпретации Раши и Махараля (из «Гур арье»)

...подтолкнул он ее так, что прикоснулась к нему [дереву]. Сказал ей: Как нет смерти в касании, так же нет смерти и в поедании (читать о грехопадении)

 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru