« Страница Александра Львова |
|
См. также метку: текст и социум Устная Тора: власть мудрецов и жанр мидраша...основная особенность этого жанра: наличие цитаты из Писания, т.е. голоса авторитетной, канонизированной традиции, и рядом с ней — голоса мудреца, толкующего, переиначивающего эту цитату, включающего ее в новый, актуальный контекст, как бы вступающего в живой диалог с Писанием (читать о власти мудрецов и жанре мидраша) Мидраш как событие (завоевание Иерусалима в «Пиркей де-рабби Элиезер»)...тексты мидрашей весьма разнообразны, иногда они похожи на комментарий, иногда — на проповедь, и часто — ни на то и ни на другое. Для адекватного восприятия этих текстов полезно было бы понять, что находится в центре внимания самих авторов мидраша, попытаться обнаружить этот центр в самих текстах, — хотя бы для того, чтобы выйти из круга заранее заданных, заимствованных в другой культуре концептов (читать Мидраш как событие) Загадочная смоковницаЗдесь ни разу не встречается слово мидраш, но зато есть переводы множества мидрашей и объяснение принципа их работы: «Слова древних текстов не то чтобы руководят мудрецами — они просто "случаются" с ними, встречаются им на каждом шагу, в виде козы или дерева, например. Нужно только вовремя вспомнить подходящий стих, а для этого нужно знание множества текстов — наизусть, назубок, да еще — желание найти в них смысл, попробовать их на вкус» (читать "Загадочная смоковница") Когда закончился суд (мидраш как ответ библейского мышления на вызов греческого рационализма)Итак, удалось ли нам справиться с поставленной в начале задачей — обнаружить и описать уникальность еврейской мысли как отклонение от греческой логики? Возможно ли вообще в рамках претендующей на универсальность системы мышления найти нечто отличное от нее самой? (читать "Когда закончился суд") Мифологемы обновления традиции: Прометей и Моисей...во всяком случае в мидраше присутствуют два отчетливо различимых голоса: автора, как правило, названного по имени, и традиции, Священного Писания. ... Таким образом мудрецам удается говорить авторитетно, но без претензии на знание «истинного смысла» священного текста, не от имени Писания, а от собственного имени обращаясь к народу или к другим мудрецам, и добиваться при этом согласия традиции (читать "Мифологемы обновления традиции") Йосеф и жена ПотифараЭто — история любви Иосифа и жены Потифара, прочитанная Талмудом между строк Писания и рассказанная языком мидраша (читать мидраш) |