« Страница Александра Львова все метки ∇ 
метки: мидраш

Предисловие

Это - история любви Иосифа и жены Потифара, прочитанная Талмудом между строк Писания и рассказанная языком мидраша. История о том, как Иосиф не стал родоначальником новых двенадцати колен - но только двух, потому что 10 капель семени вышли из под его ногтей и потерялись в чужой земле. И еще о том, что Йосеф и Биньямин вместе могли бы основать 12 колен Израиля - но призрак отца снова явился Йосефу в лице Йеуды и помешал ему остаться с братом вдвоем. Впрочем, это уже другая история.

Перевод мидраша - дело неблагодарное и практически невозможное. Я попытался перевести дословно, что не способствовало, естественно, связности русского текста. И все же многие связи, видимые, хотя и не без труда, в оригинале, в русском тексте без комментариев остаются неуловимыми. Тем не менее я надеюсь, что мой перевод окажется кому-нибудь полезным.

А. Львов

Йосеф и жена Потифара

В Писании

И оставил он все, что у него, в руках Йосефа, и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который ел ... Жена господина его подняла глаза свои на Йосефа и сказала: ложись со мною. Но он отказался, и сказал жене господина своего: ведь господин мой не знает при мне ничего в доме ... Он не удержал от меня ничего, кроме тебя ... И было, так она говорила Йосефу всякий день, и он не слушал ее - чтобы лечь возле нее и быть с ней. И было в такой день, и вошел он в дом, чтобы сделать работу свою, и нет там никого из людей того дома. И схватила она его за одежду, говоря: ложись со мною. И оставил он одежду свою в ее руке, побежал и вышел вон.

Быт. 39:6-12

Росток плодоносный Йосеф, росток плодоносный над источником; ветви его простираются над стеной. И огорчали его, и враждовали, и ненавидели его стрельцы. Но твердым вернулся лук его и прытки были мышцы рук его от Владыки Яакова, отсюда пастырь и камень Израиля.

Быт. 49:22-24

В Талмуде

Сказал рабби Ицхак: Йосефу добавили одну букву [Имени Всевышнего], как сказано: Свидетельством для Йеосефа поставил Он его, когда вышел тот в землю Египетскую (Пс. 81:6) ...

Сказал рабби Шимон Хасида: Йосефу, который освятил Имя Небес тайно, ему добавили букву одну из имени Всевышнего. Йеуда, который освятил Имя Небес публично, целиком назван по имени Всевышнего. Йосеф - что он? Как написано: И было в такой день, и вошел он в дом, чтобы сделать работу свою. Рав и Шмуэль - один сказал: чтобы сделать именно работу свою, а другой сказал: чтобы сделать ему потребное. Вошел и нет никого из людей того дома. (Возможно ли? - большой дом, вроде дома этого нечестивца, - не было там никого? Учили в школе рабби Ишмаэля: в тот день праздник у них был и все они пошли в храм своих идолов, а она сказала им: больна я.) Сказала: не будет у меня удобнее дня, чтобы употребить Йосефа, чем такой день, и схватила его за одежду, говоря и т.д.. В тот час явился образ отца его и показался ему в окне. Сказал ему: Йосеф - в будущем - братья твои, что будут записаны на камнях эфода - и ты меж ними. Хочешь ли ты, чтобы стерлось имя твое меж ними, и называли тебя дружный с блудницами? Как сказано: А дружный с блудницами расточает богатство (Притчи 29:3). И твердым вернулся лук его. Сказал рабби Йоханан со слов рабби Меира, что вернул свой лук в твердыню свою и - прытки были мышцы рук его - вонзил руки свои в землю и семя его излилось из-под ногтей. От Владыки Яакова - кто устроил ему, что будет вписан в камни эфода? - Владыка Яакова, отсюда пастырь и камень Израиля. Оттого удостоился и сделался пастырем, как сказано: Пастырь Израиля, внемли, словно овец ведущий, Йосеф! (Пс. 80:2). Учили: Достоин был Йосеф произвести двенадцать колен, подобно тому, как произошли они от Яакова, отца его, как сказано: Вот порождения Яакова Йосефа (Быт. 36:2), но вышло семя его из под ногтей его рук. Но несмотря на это произошли они от Биньямина, брата его, и все они названы его именем, как сказано: А сыны Биньямина: Бела и Бехер, и Ашбел, Гера и Нааман, Эхи и Рош, Мупим и Хупим, и Ард (Быт. 46:21). Бела - потому что был поглощен народами мира, Бехер - первенец у матери своей, Ашбел - потому что пленили его, Гера - потому что жил не дома, Нааман - потому что приятнее всех, Эхи и Рош - брат мой и глава моя он, Мупим и Хупим - он не видел моей хупы, и я не видел его хупы, и Ард - потому что спустился к народам мира.

Сота 36б

В хасидской литературе

... Из-за того, что увидел эту Рахель, прилепился Яаков к Рахели вышней, ибо вся красота этой нижней Рахели приходит от вышней. И таково же толкование И пришел Йосеф сделать работу свою, и сказали мудрецы наши, благословенна их память: подобие образа отца своего увидел он. И толкование вот какое: известно, что жена Потифара прихорашивалась для него изо всех сил, как сказано в мидраше: одежду, что надевала для него утром, вечером не надевала, чтобы соблазнить его, однако Йосеф-праведник не желал красоты такой, но стремился страстно и пламенно от красоты этой к вышней красоте, то есть, к образу отца своего ...

Магид Дов Бер из Межерича. Магид дварав ле-Яаков, 15

 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru