« Страница Александра Львова все метки ∇ 
метки: иудаизм

Что такое иудаика?

(из предисловия к сборнику "Греки и евреи")

Бурно развивающееся во всем мире направление гуманитарных исследований - иудаика - в России делает свои первые шаги. Комплексное изучение еврейской цивилизации как своебразного явления мировой культуры было, конечно же, невозможным в годы советской власти. Более или менее дозволенными оставались лишь отдельные узко очерченные области: филология иврита, история Древнего Востока, кумрановедение. Огромные пласты еврейской истории и литературы - эллинистической, средневековой, современной - оставались невостребованными российской наукой. Впрочем, это в какой-то мере соответствовало общему состоянию иудаики конца XIX - начала XX века, озабоченной в первую очередь реконструкцией первооснов, выявлением корней еврейской религии и культуры, очищением их от того, что считалось менее важным, менее заслуживающим внимания, - от "позднейших напластований".

Во второй половине XX века именно эти "напластования" - не корни, но плоды лишенной своей земли еврейской цивилизации, продолжающей плодоносить на почве других культур, - оказались в центре внимания ученых. Интерес к идеальным конструкциям, к гипотетической культуре изучаемых гебраистикой "гебров" если не сменился, то, по крайней мере, дополнился интересом к реальным евреям и к тому культурному контексту, в котором на протяжении двух тысячелетий читалась не только Библия, но и другие еврейские книги, и в котором своеобразно преломлялись и переосмыслялись не только собственные традиции, но и заимствованные у господствующих над евреями народов обычаи, представления и пристрастия. Если прежде символом еврейского вклада в общечеловеческую историю (в первую очередь - ставших общеизвестными этических и религиозных идей монотеизма) являлся Ветхий Завет, а все последующее развитие еврейской традиции рассматривалось как маргинальное, не получившее всеобщего признания и потому представляющее лишь узкоспециальный интерес, то сегодня - в рамках новой парадигмы гуманитарной науки - заслуживающей самого пристального внимания кажется именно маргинальность еврейской цивилизации, не имеющей своего постоянного жизненного пространства, пишущей свои тексты на полях, оставляемых ей великими цивилизациями Запада и Востока от далекой древности до наших дней, бережно хранящей и передающей эти записи из поколения в поколение.

Однако в России, как уже говорилось, иудаика делает лишь первые шаги. Препятствием к ее развитию является не только слабое знакомство российского научного сообщества с еврейскими источниками (большая часть их никогда не переводилась на русский язык, а наспех сделанные за последние десять лет переводы - в основном с английского - не могут восполнить этот пробел), но и жесткие междисциплинарные границы, не позволяющие объединить разрозненные усилия исследователей для комплексного изучения еврейской цивилизации, для постановки проблем, имеющих не только узкоспециальную, но и широкую научную и человеческую значимость.

В январе 1994 года Петербургский еврейский университет (один из немногих на сегодняшний день центров, ставящих перед собой задачу возрождения русской иудаики) провел международную конференцию по проблемам взаимодействия и взаимовлияния еврейской и греческой цивилизаций. Настоящий сборник в большой степени является результатом и продолжением работы этой конференции.

Тема конференции и, соответственно, данного сборника - "евреи и греки" - была продиктована стремлением поставить проблему, с одной стороны, достаточно узкую для того, чтобы избежать расплывчатости, с другой - представляющую широкий интерес и позволяющую привлечь к обсуждению ее специалистов самых разных профилей: филологов, историков, искусствоведов и философов. В то же время, благодаря символическому звучанию этой темы, даже за самыми частными вопросами угадываются комплексные проблемы, касающиеся основ современной цивилизации в целом. Действительно, для европейской культуры сочетание "евреи и греки" (или - "Афины и Иерусалим") является символом двух ее истоков, двух противоположностей, часто рассматриваемых как снятое христианством противоречие, а в рамках университетской иудаики и даже внутри еврейской традиции эта тема символизирует весьма напряженные взаимоотношения еврейской цивилизации с усвоенной (интериоризированной) ею мыслью и культурой внешнего, окружающего ее мира - своего рода "конфликт интерпретаций", возникающий всякий раз, во всяком месте и в каждую эпоху заново. Таким образом, следы, оставленные еврейской цивилизацией в европейской культуре, и следы внешнего мира, запечатленные в еврейском тексте (в самом широком понимании этого слова), находятся в центре внимания статей данного сборника.

Авторы статей (многие из которых были участниками конференции) не составляют единого коллектива. Они не только принадлежат разным научным школам, но и сами эти школы несравнимы по своему статусу: петербургская классическая филология, Институт Востоковединя, Государственный Эрмитаж - с одной стороны, и Петербургский еврейский университет, остающийся пока на периферии академического мира, - с другой. Зарубежных авторов также можно разделить на две группы. Одна из них - это парижские ученые, группирующиеся вокруг наследия известного французского философа Эммануэля Левинаса, создавшего одну из влиятельных концепций современной иудаики. Другая группа представлена выходцами из России, получившими за рубежом (в Израиле и/или в США) пока еще столь редкое у нас образование в области иудаики. Тематика статей также весьма различна (впрочем, здесь есть одно исключение - сразу несколько работ обращаются к творчеству великого еврейского мыслителя XII века Маймонида). Удалось ли составителям и редакторам этого сборника объединить столь разные голоса и представить нечто цельное, хотя и не вполне существующее ныне - будущую отечественную иудаику? Но об этом судить читателю...

1998 г.

Опубликовано в Греки и евреи: диалог в поколениях. СПб., 1999.

 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru