« Страница Александра Львова |
|
метки: Левиафан, Талмуд, Махараль |
Из книги
Случилось с р. Элиезером и р. Йеошуа и т.д.. Не гляди на слова отвергающих суть Левиафана и вчуже толкующих о нем (и так же - о бытии Скота-на-Тысяче-Гор), ибо людям этим не передали мудрецы знание порядка мира, воспринятое из уст высоких. Лишь мудрецы, воспринявшие от пророков, познали, и стояли они на тайне этой и на сути ее. Но также не должен ты говорить, будто, по мнению мудрецов, существует Левиафан размеров таких, и все, что сказали о нем мудрецы, - телесно существует, и что кушанье [из него] телесное будет, словно кушанье человеческое, как рыба, что возле нас, - Боже упаси мудрецам говорить такое! Но из того, что сказали они здесь, что ресницы его сверкают как заря, да и то, что сказали дальше, что Святой благословенный расстелет шкуру его над стенами Иерусалима и пойдет сияние от нее из конца мира в конец, - можешь ты выучить из этого, что не материален Левиафан, как животные, что возле нас, и так же Скот-на-Тысяче-Гор - суть его не материальна вовсе, но ступень их такая же, как у плодов Сада Эдемского. И нет в мире такого человека, необделенного мудростью и разумением, который сказал бы, что плоды Сада Эдемского подобны плодам, что возле нас, - ибо не является Сад Эдемский вместилищем для тех вещей, что возле нас, - тогда не назывался бы он Садом Эдемским, да и не было бы таких последствий от плодов Сада Эдемского, какие следуют для поевшего от дерева познания - что познает он [различие] меж добром и злом, и для поевшего от дерева жизни - жизнь вечная. Потому и невозможно, чтобы материальными были плоды Сада Эдемского, - только лишь нематериальными могут они быть. То же самое - Левиафан и Скот-на-Тысяче-Гор. А кушанье из них - словно кушанье из плодов Сада Эдемского - прежде, чем согрешил Человек. А то, что сказано здесь, что р. Йеошуа видел светоч великий на море, и ответил ему р. Элиезер: должно быть, светоч глаз Левиафана ты видел, - так иногда видит человек нечто нематериальное, и открываются ему глаза Левиафана. И об этом ответил р. Элиезер и т.д., и дело это верное и ясное. Хидушей Аггадот (3, с.104а) Перевод А.Львова |