« Страница Александра Львова все метки ∇ 
метки: Левиафан, Талмуд, Махараль

Раби Йеуда Лива бен Бецалель

(Махараль из Праги)

 

Из книги

Хидушей Аггадот

(комментарии к Вавилонскому Талмуду)

Случилось с рабби Элиезером и рабби Йеошуа, когда плыли они на корабле, и р. Элиезер спал, а р. Йеошуа бодрствовал. Задрожал р. Йеошуа и толкнул р. Элиезера. Сказал ему: что это, Йеошуа? Почему ты дрожишь? Сказал ему: светоч великий привиделся мне на море. Сказал ему: должно быть, глаза Левиафана увидел ты, как сказано: Глаза его как ресницы зари (Иов 41:10).

Бава Батра 74а

Случилось с р. Элиезером и р. Йеошуа и т.д.. Не гляди на слова отвергающих суть Левиафана и вчуже толкующих о нем (и так же - о бытии Скота-на-Тысяче-Гор), ибо людям этим не передали мудрецы знание порядка мира, воспринятое из уст высоких. Лишь мудрецы, воспринявшие от пророков, познали, и стояли они на тайне этой и на сути ее.

Но также не должен ты говорить, будто, по мнению мудрецов, существует Левиафан размеров таких, и все, что сказали о нем мудрецы, - телесно существует, и что кушанье [из него] телесное будет, словно кушанье человеческое, как рыба, что возле нас, - Боже упаси мудрецам говорить такое! Но из того, что сказали они здесь, что ресницы его сверкают как заря, да и то, что сказали дальше, что Святой благословенный расстелет шкуру его над стенами Иерусалима и пойдет сияние от нее из конца мира в конец, - можешь ты выучить из этого, что не материален Левиафан, как животные, что возле нас, и так же Скот-на-Тысяче-Гор - суть его не материальна вовсе, но ступень их такая же, как у плодов Сада Эдемского. И нет в мире такого человека, необделенного мудростью и разумением, который сказал бы, что плоды Сада Эдемского подобны плодам, что возле нас, - ибо не является Сад Эдемский вместилищем для тех вещей, что возле нас, - тогда не назывался бы он Садом Эдемским, да и не было бы таких последствий от плодов Сада Эдемского, какие следуют для поевшего от дерева познания - что познает он [различие] меж добром и злом, и для поевшего от дерева жизни - жизнь вечная. Потому и невозможно, чтобы материальными были плоды Сада Эдемского, - только лишь нематериальными могут они быть. То же самое - Левиафан и Скот-на-Тысяче-Гор. А кушанье из них - словно кушанье из плодов Сада Эдемского - прежде, чем согрешил Человек.

А то, что сказано здесь, что р. Йеошуа видел светоч великий на море, и ответил ему р. Элиезер: должно быть, светоч глаз Левиафана ты видел, - так иногда видит человек нечто нематериальное, и открываются ему глаза Левиафана. И об этом ответил р. Элиезер и т.д., и дело это верное и ясное.

Хидушей Аггадот (3, с.104а)

Перевод А.Львова

 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru