« Страница Александра Львова все метки ∇ 
метки: Раши

Ш.-Й. Агнон
из книги
Сейфер, сойфер ве-сипур

Раши

У отца Раши, рабби Ицхака, была прекрасная жемчужина, стоившая целого состояния, и его соседи - горожане хотели купить ее для своей церкви, чтобы вставить ее в глаз истуканши. И хотя предлагали ему много раз очень большие деньги, не соглашался он. И устроили они так, что хитростью завели его на корабль, и, оказавшись посреди моря, встали и потребовали отдать им жемчужину. И когда он увидел, что требуют отдать ее, встал и выбросил ее в море, и Господь спас его из их рук. А в доме учения глас послышался всем ученикам его: "Вот, сын твой - светоч всего Израиля". И в конце года родился у него сын, и назвал его - Шломо. И возвеличился отрок в мудрости, и не было подобного ему во всем Французском королевстве. И все открытия и толкования, которые слышал он от других, и те, которые своим умом открывал, - все записывал он в тетрадях, потому и называют его тосафисты: контрес - "тетрадки". И так было до тех пор, пока не исполнилось ему 33 года. Тогда решил он уйти в изгнание на семь лет, чтобы искупить грех своего отца, ибо тот огорчился, когда выбросил жемчужину в море, и, хотя поступком своим его отец освятил Имя, огорчился он из-за потери, и заповедь оказалась несовершенной. Еще другая причина была у Раши (благословенна память его) уйти в изгнание, ибо в то время завершил он свое толкование Торы и большей части Гемары, но сомневался - может быть, кто-то другой превзошел его в ясности и в красоте, - из-за этого не показывал он свои тетради и толкования мудрецам ешиботов. И ходил он изгнанником по Италии, и по Греции, и по земле Оленьей1, и прошел по земле Египетской, и видел Рамбама, исходил Персию, и вернулся, пройдя через Германию, к своему дому в городе Труа, что во Франции. А когда он вернулся домой, подписался под своим толкованием Торы и дополнил толкования 23-х трактатов - полностью, и еще многих других - не полностью, и тогда начал он публиковать свои сочинения.

Р.Гедалия бен р.Йосеф ибн Ихия. Шелшелет а-кабала. Амстердам, 1797

***

Помню, когда я был ребенком, видел я одну старую-престарую рукопись, и было написано в ней разъяснение к комментарию Раши. То речение, которое привел Раши от имени рабби Ицхака, не упоминается нигде в Мидраше или в Талмуде, а то, что сказано "В чем смысл, что начал со [слов] В начале? и т.д." - это мидраш, а не слова рабби Ицхака. Но этот рабби Ицхак был отцом Раши, и не был он большим ученым, а Раши хотел почтить своего отца и упомянуть его в начале своего сочинения. Сказал ему: "Задай мне вопрос, и я запишу его от твоего имени". И спросил тот попросту: "Почему начинается Тора со [слов] В начале?" и т.д.. И потому нет вопроса в том, что вопрос двойной, потому что первый вопрос - не что иное, как почесть отцу. Такое видел я там. Однако то, что написано, будто рабби Ицхак, отец Раши, не был большим ученым, - не верно это, ибо в последней главе в [трактате] Авода Зара, лист 75, приводит Раши такое толкование на Гемару: "...выражение отца и учителя моего (да упокоится с почестью), и так считал он...".

Диврей Давид (ле-баал Турей Захав). Варшава, 1882.

***

Рассказывал рабби Цви Гирш из Жидичева брату своему, рабби Моше из Самбура, что слыхал от отца предание изустное, будто Авраам не хотел снимать Ицхака с жертвенника, пока не пообещал ему Святой благословенный, что произойдет от него Раши. Сказал рабби Моше брату своему: "Быть может, на это намекает Тора, ибо так сказал Святой благословенный Аврааму: ...и овладеет потомство твое вратами врагов своих (Быт.22:17) И овладеет (ве-ираш) - буквы те же, что и Раши (ве-раши)." И одобрил это рабби Цви Гирш.

Р.Йехиэль Михал бен р.Моше из Самбура. Атерет зкеним. Лемберг, 1908.

***

Слыхал я из уст последнего учителя святого, что воспринял он от своего учителя, будто Раши постился 613 раз прежде, чем написал толкование Торы. А рабейну Там, внук его, говорил, что толкования деда и господина моего к Шести Разделам и я также мог бы сделать, но толкование Писания - не в моих силах, не смог бы я такое сделать.

Р.Хаим Йосеф Давид Азулай. Шем а-гдолим. Вильно, 1853.

***

Написал Шла (благословенна память его) в своей книге [Шней лухот а-брит], в трактате Шавуот, что в каждом высказывании Раши есть нечто чудесное, ибо составил он свое сочинение посредством духа святого.

***

Очень настаивал рабби Пинхас из Кореца, чтобы маленькое Пятикнижие с толкованием Раши было положено перед всяким человеком, чтобы в него углублялся он каждое мгновение, как сказано: И пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа (Втор.17:19), и будет он спасен от помыслов чужого служения.

Р.Пинхас Шапиро из Кореца. Нофат цуфим. Петраков, 1911.

***

Рабби Нахман из Браслава говорил: "Раши - будто бы брат родной он Торе".

Сихот а-Ран, 74б.

***

Однажды, когда я был маленьким, послал мой дедушка, адмор, одного из своих приближенных, чтобы тот привел меня в его кабинет. Было это вечером пятого дня. Я учил уже Пятикнижие с толкованием Раши, и хорошо знал книгу Берешит. Когда я вошел к своему дедушке, он сидел и учил Пятикнижие с толкованием Раши. Он спросил меня, выучил ли я уже весь недельный раздел. Я сказал ему, что пока еще не удалось моему учителю закончить со мной целый раздел. Сказал мой дедушка: "Ребенка, прежде чем он рождается, обучают всей Торе, и слышал я от господина и учителя моего Бешта, что ночью пятого дня учат с детьми недельный раздел с толкованием Раши, и тот, к кому проявит Бог свою милость и помянет к добру, вспомнит, сделавшись большим и изучая ночью пятого дня недельный раздел с комментарием Раши, тот смысл, который был известен ему прежде, когда учили его недельному разделу до того, как он родился".

Когда дедушка закончил говорить, он положил руку на мою голову и благословил меня. С тех пор ночью каждого пятого дня я учу недельный раздел с толкованием Раши, и каждый раз, когда вспоминается мне великое несоответствие того, чему учили меня прежде рождения моего, тому, что учу я сейчас, великая скорбь охватывает меня.

Томхей тмимим Любавич. Варшава, кислев 1936, т.2.

***

Во времена Раши капля чернил стоила динар, потому и записал Раши свои слова вкратце.

***

Никто не толковал так, как он, выражая намерение говоривших.

Рашбац, предисловие к Маген авот.


1 Одно из названий земли Израиля.
 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru