« Страница Александра Львова все метки ∇ 
метки: Раши

РАШИ

краткая биографическая справка

Раши - таково общепринятое сокращение, аббревиатура полного имени рабейну Шломо Ицхаки. Он родился в 1040 г. в г.Труа, столице графства Шампань на севере Франции. Его жизненный путь, овеянный ароматом легенды, известен нам весьма приблизительно.

Раши учился в городах Рейна - Майнце и Вормсе. Его учителями были "мудрецы Лотарингии" (хохмей Лотар) - ученики р.Гершома (ум.1040), прозванного Меор а-Гола (Светоч Диаспоры), одного из самых ранних из известных нам еврейских авторитетов Европы.

Раши в своих сочинениях называет имена учителей. Это р.Яаков бен Якар (ум.1064) - мори а-закен (мой старейший учитель) или рабейну (учитель наш), и р.Ицхак бен Йеуда (990-1070) - море цедек (учитель праведный). В Вормсе его учителем был р.Ицхак бен Элиезер а-Леви (ум.1070).

Вернувшись в Труа, Раши заводит собственных учеников. Его ешива постепенно становится важнейшим центром изучения Торы, в который обращаются за разрешением спорных вопросов евреи Франции и Германии. Однако Тора не была для Раши источником доходов - в те времена лишь изредка раввины получали содержание от общин, да и самой должности раввина еще не было. Зато со времен Римской империи евреи владели здесь землей, и Раши, скорее всего, зарабатывал на жизнь виноградарством.

У Раши не было сыновей, но три его дочери - Йохевед, Мирьям и Рахель - отличались, как гласит предание, большой ученостью, и даже помогали отцу в его работе. Возможно, в этом предании отразилось народное восхищение другим вкладом этих женщин в дело своего отца - рождением и воспитанием сыновей (т.е. внуков Раши), ставших величайшими учеными своего поколения, создателями школы тосафистов (баалей Тосафот), определившей во многом облик ашкеназского еврейства, но считавших себя лишь авторами Тосафот, т.е. Добавлений [к комментарию Раши]. Среди них особенно выделялся младший сын Йохевед, р.Яаков бен Меир (ок.1100-1171), или рабейну Там, прозванный так на основании стиха из Торы1: "...а Яаков - человек кроткий" (ве-Яаков иш там), отличавшийся великой ученостью, остротой суждений и уверенностью в своем праве принимать обязательные для всех евреев решения.

Погромы первого Крестового похода (1096 г.) миновали семейство Раши. Легенда рассказывает о его встрече с Готфридом Бульонским: Раши предсказал ему великий успех вначале и позорное возвращение домой лишь с тремя конями, оставшимися от его войска и богатой добычи. Готфрид из этой легенды (в отличие от исторического, умершего в Палестине), потеряв Иерусалимское королевство, подъехал к Труа в сопровождении трех всадников (т.е. всего их было четыре), и собирался наказать еврейского мудреца за неверное предсказание, но у самых ворот города пал один из коней. Готфрид пришел к дому еврея, чтобы признать его правоту, и здесь он узнал, что Раши давно умер.

Раши умер в Труа в 1105 г.; место его захоронения неизвестно. Однако имя его оказалось навеки соединенным с текстами Танаха и Талмуда. Раши (так называют и его комментарий) уже много веков подряд сопровождает - как верный оруженосец своего рыцаря - почти каждое новое издание этих главных еврейских книг. Словно эпитафия, звучат слова, помещенные на одной из страниц Талмуда2: "До сих пор - комментарий Раши (да будет память о праведнике благословением!), отсюда и дальше - комментарий р.Шмуеля, сына р.Меира3". А в одном из старых изданий написано просто: "Здесь умер Раши" (кан мет Раши), - словно нет никакой грани, отделяющей сочинение от сочинителя, и обрыв недописанного текста не только символизирует, но и является концом человеческой жизни.

Из сочинений Раши нам известны его респонсы, несколько пиютов и, конечно, комментарии к Талмуду и Танаху. Современные исследователи считают, что первый из этих знаменитых комментариев написан значительно раньше второго, и что он имеет чисто компилятивный характер. Зато комментарий к Танаху, при всей своей видимой простоте и даже наивности, ставит перед учеными множество вопросов, на которые нет пока общепринятых ответов, а предание доносит до нас слова р.Тама: "Толкования деда и господина моего к Талмуду и я мог бы составить, но толкование Писания - не в моих силах, не смог бы я такое сделать"4.

***

Хотя р.Там не мог учиться у самого Раши, он указывает на него, как на источник и основание собственного авторитета: "Учитель наш - пророк, и я служил ему, и то, что он написал, слуга его осуществляет"5. Из этого и из многих других высказываний видно, что р.Там считает себя прямым продолжателем Раши - так, словно дед его открыл новый путь, никому другому неизвестный, и лишь владение неким семейным секретом позволяет внуку идти так уверенно и так далеко. Возражения возмущают его: "Не на что им опереться, даже на крайний случай. И будет тот день крайним, когда проповедуют дому Исхака!"6 - восклицает р.Там, перифразируя слова пророка7, причем под "домом Исхака" он явно подразумевает дом и школу р.Шломо Ицхаки, к которым принадлежит сам.

Но тот же р.Там в своих интерпретациях Талмуда часто (очень часто!) не соглашается со своим великим дедом и отвергает его галахические постановления, причем делает это в выражениях весьма резких. Другой внук Раши, Рашбам в своих комментариях на Тору также спорит с ним, и так же видит в нем основание своих комментаторских полномочий. Тосафисты ("прибавители" - так переводит это слово С.М.Дубнов) не оставляют камня на камне от того, к чему они "прибавляют". Как это возможно, чем объяснить такое парадоксадьное положение дел? Что же, наконец, считали тосафисты главной заслугой Раши?

Мы видим, как его прямые наследники отвергают то, что говорит Раши. Может быть, для них важнее то, как он это говорит?


Примечания

1См. Быт.25:27.

2См. Бава Батра 29а.

3Р.Шмуель бен Меир (сокращенно: Рашбам) - внук Раши, завершивший его комментарий на Талмуд, один из первых тосафистов.

4 См. Ш.Й.Агнон. Сефер, софер ве-сипур. Иерусалим - Тель-Авив 1978, с.258.

5Респонсы р.Тама (Сефер а-яшар), 46.

6Там же, 24.

7См. Амос 7:16: "...не проповедуй дому Исхака".

 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru