« Страница Александра Львова все метки ∇ 
метки: Талмуд, Раши, иудаизм

«...Что глаза его видят»
(от Талмуда до наших дней)

Предисловие

Формула эйн ле-даян эла ма ше-эйнав ро'от - "нет у судьи ничего, кроме того что глаза его видят" трижды встречается в Талмуде а затем, начиная со Средних веков и вплоть до нашего времени, весьма часто используется в раввинистических текстах - в респонсах, в галахических кодексах и в произведениях других жанров. Контексты, в которых она встречается, конечно же, очень разные, но всегда связаны с принятием галахических решений в ситуации неопределенности, с необходимостью следовать традиции в меняющихся условиях. При этом вся формула как единое целое становится знаком, которому приписываются совершенно разные смыслы. Проследить за изменениями этих смыслов читатель может по приведенным ниже текстам. Но вначале несколько слов о структуре самой этой формулы. Первое, что бросается в глаза, это парадоксальное сочетание судьи, функцией которого является высказывание суждений, имеющих статус религиозной истины, т.е. Торы, и выражения что глаза его видят, отсылающего к очевидности и повседневности. Казалось бы, судья, религиозный авторитет, наделенный правом говорить от имени традиции, должен обладать хотя бы толикой особого, сакрального умения, удостоверенного соответствующей институцией. Однако здесь утверждается, что в его распоряжении нет ничего, кроме очевидных и, видимо, всем остальным также доступных вещей. Более того, именно зрение - "то, что глаза видят" - является проводником злой страсти (йецер а-ра), отдаляющей человека от Торы. Об этом постоянно напоминает последний отрывок Шма, в котором веления Бога и их исполнение прямо противопоставлены стремлению к естественности и очевидности: "И вспомните все заповеди Господа, и исполните их, и не будете следовать за сердцем вашим и за глазами вашими" (Чис. 15: 39). Опасность, исходящую от зрения, в совпадающих с нашей формулой выражениях, упоминает и Талмуд: "Не властвует дурное побуждение ни над чем, кроме того, что глаза его видят" (см. ниже). Куда же должны быть направлены глаза судьи, чтобы его суждение несло в себе свет Торы, а не пламя геенны? Что видят его глаза в час, когда он принимает свое решение? На эти вопросы разные люди в разные времена давали весьма различные ответы:

А. Львов

Тексты

Не властвует дурное побуждение ни над чем, кроме того, что глаза его видят.

Вавилонский Талмуд, трактаты Сота 8а, Санхедрин 45а

Рабби посмотрел на [пятно] крови ночью, и объявил нечистым. Посмотрел днем - и объявил чистым. Подождал час, посмотрел на него при свете - и объявил нечистым. Сказал: горе мне, возможно, ошибся я! Возможно, ошибся? Конечно, он ошибся! Ведь учили: да не скажет мудрец: если бы оно было свежим - было бы нечистым, ибо нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят.

Вавилонский Талмуд, трактат Нида 20б

Пусть судьи знают, кого они судят, перед кем они судят, и кто впоследствии взыщет с них, как сказано: Бог стоит в общине божей, [среди судей судит Он] (Пс.82:1). И так же об Иошафате говорится: И сказал он судьям: смотрите, что вы делаете, ибо не человеку вы судите, но только Господу... (II Хроники 19:6). Возможно, скажет судья: на что мне бедствие это? Ответит Писание: и Он с вами в деле суда (там же) - нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят.

Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин 6б

Сказал Рава <...>: Когда приведу я вам свое суждение, и вы увидите возражение на него, не отвергайте его, пока не приведете его мне. Если есть у меня объяснение - скажу вам, если нет - возьму назад [свои слова]. После смерти - не отвергайте, но и не учите по моему [мнению]. Не отвергайте - если бы я там [с вами] был, возможно, сказал бы вам объяснение. Не учите по моему [мнению] - потому что нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят.

Вавилонский Талмуд, трактат Бава Батра 130б-131а

Не учите - не судите по его [мнению], но лишь в соответствии с тем, к чему ваш разум склоняется, ибо "нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят", как учили в трактате Нида [см. выше] <...>, и таково правило для вещей, которые от доводов зависят, ибо нет в них ничего, кроме того, что сердцу видно. А в первой главе Санхедрин выводится это из с вами в деле [или: в слове] суда (II Хроники 19:6) - с [сердцами] вашими в слове - с [сердцами] вашими в суде - нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят.

Рашбам, комментарий к трактату Бава Батра 131а

А объяснение р.Сар Шалом гаона благословенной памяти, - нам неизвестно объяснение того, о чем толкуете вы в его респонсе, и незаконно возражать на слова его после смерти, ибо так учили мы: не возражают льву после смерти его, и также сказано (Бава Батра): сказал Рава <...> - нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят. И поэтому также и мы не можем возражать на слова р.Сар Шалом гаона благословенной памяти, и не отвергаем мы их, и не учим из них, однако так учим мы от от отцов наших и от учителей наших гаонов благословенной памяти.

Респонсы гаонов "Шеарей Цедек" ч.4, 4:80

Написано в Галахот Гдолот [р.Иеудай гаон], что требуется проверка <...> и прежние поколения были сведущими в проверке, однако мы - не сведущи и не полагаемся сами на себя, но мне кажется, что "нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят", и можно полагаться на него, как написано: ...к судье, который будет в те дни... (Втор.17:9), однако пусть он будет весьма внимателен и пусть предстанут перед ним все резники и все сведущие в этом деле...

Раши, комментарий к трактату Хулин 52а

Говорю я, что судья, который судит лишь по тому, что записано и растолковано, - это судья бессильный и слабый, и этим отвергает он то, что сказали: "нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят". <...> Слова написанные - корень, и должен судящий и указывающий взвешивать их для каждого случая, который предстает перед ним, и сравнивать суждение с подобным ему, и выводить ветви из корней тех. И не напрасно записано в Талмуде множество случаев, в которых мало законов, - не для того, чтобы вершить суд, так, как сказано там, но чтобы мудрый, прослушав их много раз, обрел силу разумения и путь для практических указаний.

р. Авраам сын Рамбама, Респонсы, 97

Ты, заседающий в суде, знакомый с судами страны этой и с судьями ее, <...> не полагайся на мой разум, но только на свой, как указывают тебе Небеса, что "нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят", и да не будет услышанное от меня важнее, чем увиденное тобой.

р. Ицхак бар Шешет (XIV в.), Респонсы, 141

...Суждение о том, что считать аналогией тому, что в Талмуде Вавилонском и Иерусалимском упомянуто, зависит лишь от соображений судьи, и подобно этому: "нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят".

Магарик (XV в.), Респонсы, 135

И вот, множество указаний известно: древние гаоны <разрешали>, а ришоним не соглашались с этим. <...> Поскольку объяснения и доводы тех гаонов, которые разрешали, скрыты от нас, а их умы чудеснее наших, невозможно постановить, как те [гаоны], как сказано в Бава Батра: "Сказал Рава <...>: Когда приведу я вам свое суждение, и вы увидите возражение на него и т.д.. После смерти - не отвергайте, но и не учите по моему и т.д.." Но постфактум, если она уже вышла замуж, нет у нас силы развести ее, потому что этим было бы отвергнуто постановление древних гаонов, однако изначально - даже в час нужды невозможно разрешить, ибо "нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят".

Нацив из Воложина (XIX в.), респонсы "Машив Давар", ч.4, 75

А на то, что написал мой друг, - откуда у нас право полагаться на подобные нововведения, вроде тех, которые я, например, разъяснял, ибо они противоречат мнениям некоторых ахароним, - вот что я скажу. Неужто наступил уже конец и предел Торе (не дай Бог!), так, что остановилось все, кроме того, что в книгах находится, и когда случаются вопросы, которые в книгах не находятся, не разрешаем мы их даже тогда, когда есть у нас возможность их разрешить? Конечно, запрещено так говорить, ибо, конечно, еще будет расти Тора и сейчас, в наше время, и обязан каждый, кто способен на это, выносить решение по всякому вопросу, который попадется ему, - так, как он может, усиленно исследуя и разыскивая в Шести Разделах, и в Постановлениях, ясным рассудком и верным видением, - даже если это суждение новое, о котором не говорили в книгах. Но даже суждение, имеющееся в книгах, конечно, должен указывающий [его] тоже понять и вынести решение в своем разуме прежде, чем будет указывать, и нельзя указывать лишь потому, что нашел так <...>. И даже если решение его будет противоречить мнениям некоторых великих из учителей наших ахароним, - что в том? - конечно же, вправе также и мы спорить с ахароним, а иногда - и с некоторыми из ришоним, когда есть верные доказательства и суть верно разъяснена, и о подобном сказали: "нет у судьи ничего, кроме того, что глаза его видят".

р. Моше Файнштейн (XX в.), Респонсы "Игерет Моше", ч. Йоре Деа 1, 101

 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru