« Страница Александра Львова |
|
метки: Талмуд, Раши, Махараль |
Комментарий Рашисердце его омертвело - от великой любви отупело его сердце и стало больным : из-за ущерба семье женщины, что стыдилась бы этого : чтоб не срамили себя дочери Израиля, стоя перед мужчинами, чтоб на них положили глаз, и отдали бы их тем мужчинам для соития : а взять в жены - и в том бы не было срама, что все бы так делали и женились, и в том бы не было преступления, а только заповедь : не успокоится он и не излечится этим : со дня разрушения Храма ослабли силы от великих горестей и дух не поднимется в муже, чтобы вожделеть жену свою, и потому отнят вкус соития и отдан совершающим преступления, ибо владеет ими злая страсть и умножает их вожделение : как сказано: ...и утаенный хлеб приятен - высоким языком сказано, подобно кроме хлеба который он ел (Быт. 39:6). |
Рабби Моше бен Маймон (Рамбам)Кто положил глаз на женщину, и заболел, и умирает, и сказали врачи: нет ему излечения, пока она не отдастся - пусть он умрет и не отдастся она ему, даже если бы холостая была, и даже говорить с ней из-за ограды - и это ему не велят, и пусть он умрет, но не велят ему говорить с ней из-за ограды, дабы не сделались дочери Израиля беспризорными, и не срамили бы себя, входя в разговоры такие. Мишне Тора. Книга знания, Законы оснований Торы, гл.5 (Освящение Имени), 9 |
Рабби Йеуда Лива бен Бецалель (Махараль из Праги)Со дня разрушения Храма и т.д.. Толкование - потому что, когда был Храм, был вкус соития, ибо единение у Всевышнего с Израилем - в Храме, единение полное. И в силу этого единения существовало также единение мужа с женой, благодаря единению высшему, как сказали в трактате Эрувин: Когда Ковчега нет на месте его, запрещено Израилю супружеское ложе, как объяснили мы там в подробностях. И единение это было единением в полное единство, а это и есть вкус соития, ибо когда нет единения полного, нет и соития полного. А когда разрушили Храм, был отнят вкус соития и отдан совершающим преступления, ибо есть у [преступника] полное единение с преступлением в силу того, что это утаенный хлеб, и в силу этого связан он вполне с наготою запретной, и с нею единым становится, не то, что со своей женой, ему привычной - когда он входит к ней, в том нет единения полного, как в преступлении, к которому он стремится и с которым есть у него единение полное, и потому есть у него вкус соития. А еще есть в этом, что нагота прилепляется к нему больше [прочих вещей], и намекает на это написанное а он не слушал ее - чтобы лечь возле нее и быть с ней (Быт. 39:10), ибо нагота прилепляется к нему вполне. И это то, что сказано, ибо отнят вкус соития и отдан совершающим преступления, и не стоит здесь продолжать. Хидушей аггадот, Санхедрин 75а Знай, что человек ко Всевышнему прилепляется, и прилепленье (двекут) его - от трех вещей [происходит]. Первое, от Святого благословенного - властелин Он ему. И от человека - раб он Ему, ибо владычество Его над человеком нарекается, - так человек, что служит Ему, достоянием Его делается. А всякое прилепление одной вещи к другой невозможно без посредника между ними, связующего их, и это известно... А связь меж человеком и его Творцом - Тора, ибо она посредник меж человеком и Творцом. Гур Арье, Числа 15:22 (18) |
Перевод А.Львова |