« Страница Александра Львова все метки ∇ 
метки: Махараль

Раби Йеуда Лива бен Бецалель (Махараль из Праги) родился в 1512 (1525?) г. в Познани и умер в 1609 г. в Праге. Был раввином Моравии и Великой Польши, а с 1597 г. - Праги.

  Титульный лист первого издания Гур Арье

Титульный лист первого издания Гур Арье (комментарий Махараля к комментарию Раши на Пятикнижие), Прага, 1578


Махараль - одна из самых загадочных фигур еврейской истории. Он стал героем многочисленных преданий, из которых самое известное приписывает ему создание Голема - искусственного человека, оживленного посредством тайного Имени.

В истории еврейской литературы Махаралю принадлежит особое место. У него не было прямых последователей, но практически каждое движение в иудаизме считает его одним из своих предшественников.

В исследованиях, посвященных его наследию, поражает разнообразие и противоречивость взглядов на место Махараля в еврейской культуре. Его рассматривают как предтечу хасидизма и популяризатора каббалы; в нем видят гуманиста, но также - наследника средневекового аскетизма и благочестия. Махараль оказал большое влияние на рава А.И.Кука и стал одним из источников религиозного сионизма, но он же с небывалой прежде силой связал состояние изгнания (галут) с самой сущностью народа Израиля. Обычно исследователь (или последователь) Махараля выбирает, в зависимости от собственных интересов, одну из сторон его учения и закрывает глаза на другую. Неудивительно, что Махараля часто считают непоследовательным и эклектичным мыслителем, однако эта характеристика относится скорее не к самому Махаралю, а к современному восприятию его наследия.

Читать Махараля непросто, но весьма увлекательно. (Подробнее см. "Утопическая теология..." и "Махараль из Праги, спор о пилпуле...")

ПЕРЕВОДЫ

 Все метки
Гаскала,   еврейская идентичность,   иудаизм,   иудаизм и христианство,   Левиафан,   Махараль,   мидраш,   педагогика,   (пост)советские евреи,   Раши,   субботники,   Талмуд,   текст и социум,   фольлор и этнография,   штетл
Rating@Mail.ru